Доверительное управление наследством

Доверительное управление имуществом, полученным в наследство, назначается при необходимости в сохранении и увеличении стоимости до получения наследниками свидетельств. Это может быть предприятие или его доля, интеллектуальные права. Договор с доверительным управляющим заключает нотариус с учетом требований ст. 1173 ГК (Гражданского кодекса). В СПб эту услугу оказывает нотариус С.А. Медведев с опытом работы 20 лет. Контора расположена поблизости от метро, обратиться можно в любой день кроме воскресенья. Клиенты принимаются по предварительной записи и по очереди.

Открытие наследственного дела у нотариуса

Доверительное управление наследством — процесс составления договора

Суть данного соглашения — передача учредителем (наследником, исполнителем завещания, органом опеки или самоуправления) имущества в распоряжение управляющего, обязанного соблюдать интересы выгодоприобретателя/учредителя (п.1 ст.1012 ГК). Нотариус определяет срок, учитывая время, необходимое для вступления в наследство. Это позволяет предотвратить утрату имущества или уменьшение его стоимости. При наличии наследника, не достигшего совершеннолетия, требуется разрешение органа опеки.

Условия договора:

  • перечень, состав имущества, данные о залоге (при наличии);
  • наименование выгодоприобретателя/учредителя;
  • перечень вопросов по управлению, требующих голосования (при отсутствии указаний в завещании);
  • перечень вопросов, для решения которых не требуется согласование с выгодоприобретателем/учредителем;
  • условия сотрудничества с наследниками;
  • причины отстранения доверительного управляющего;
  • форма, периодичность предоставления отчетов (п. 4 ст.1020 ГК);
  • сумма вознаграждения управляющего;
  • срок действия соглашения.

Отдельно определяются условия передачи конкретных вещей (чаще всего составляется акт). Услуги управляющего оплачиваются из наследства. Максимальный размер 3% от стоимости имущества (постановление Правительства № 350). Если передается недвижимость, составляется акт, договор подлежит государственной регистрации (п.2 ст. 1017 ГК). Перерегистрацию других видов имущества проводится после вступления в наследство.

Особенности нотариального ДДУ

Заключение договора доверительного управления наследством определяет необходимость. После смерти наследодателя собственника нет, неизвестно, кто им станет. Обеспечение сохранности может потребоваться смей массе или отдельной части.

Чаще всего заключение договора требуется, если унаследовано:

  • предприятие или его часть;
  • ценные бумаги, инвестиционные контракты;
  • интеллектуальная собственность.

Во всех подобных ситуациях управление требуется сразу после смерти наследодателя, в противном случае существует риск уменьшения массы, нарушений интересов третьих лиц. Заключение договора инициирует нотариус, отвечающий за сохранность.

Чаще всего управление требуется при наследовании долей ООО, акций АО, предоставляющих возможность получать доход, принимать участие в руководстве компанией. При отсутствии контроля доходы могут снизиться. У потенциальных наследников нет права собственности, их заменяет доверительный управляющий или несколько управляющих.

Перед заключением договора необходимо уточнить, предусмотрена ли такая возможность уставом. Случается, что требуется согласие остальных участников. Если его нет, доля выражается в деньгах, после вступления в наследство переходит обществу. Доверительное управление невозможно (п. 2 ст. 1013 ГК).

Если унаследована наличность, ее можно передать на нотариальный депозит. При наличии в массе оружия нотариус сообщает о нем соответствующему госоргану.

Первый шаг — оценка части наследства, которая будет передана в управление. Эксперта привлекает нотариус, услуга оплачивается из наследства.

Точного перечня действий не существует, однако они должны быть разумные. Обязанность проведения проверок возлагается на нотариуса. Периодичность предоставления отчетов определена договором. После получения свидетельств отчеты вправе потребовать наследники. Нотариус больше не является учредителем, наследники вправе продлить срок действия соглашения.

Необходимые документы

Для составления нотариусом договора доверительного управления наследством требуется:

  • завещание, удостоверяющее право наследования;
  • документы, подтверждающие родство;
  • свидетельство, удостоверяющее смерть (из ЗАГСа);
  • справка о последнем месте проживания наследодателя;
  • документы, удостоверяющие права собственности наследодателя (выписки ФНС, ЕГРН);
  • отчет оценщика о стоимости, составе наследственной массы.

Если в управление передается доля ООО, нужно предоставить:

  • копию устава;
  • список участников ООО, АО;
  • документ, удостоверяющий право собственности на долю;
  • справку, подтверждающую оплату;
  • отчет о стоимости.

Чаще всего все основные документы имеются в наследственном деле, дополнительные может потребоваться в зависимости от состава массы или отдельной части. Если доля в ООО оплачена не полностью, срок не истек, недостающую сумму выплачивают наследники. После истечения срока наследники получают оплаченную часть, остальное переходит обществу.

Передача наследованного имущества в доверительное управление не считается нотариальным действием, это отдельное мероприятие по охране. При обращении наследников оплачивается тариф и правовые, технические услуги. Это может быть госрегистрация объекта недвижимости (земли, жилого/нежилого дома). Отдельно оплачиваются услуги независимого оценщика (0,5% от суммы, 300 — 20 000 рублей).

Задать вопрос
Оставить отзыв

Оставьте заявку или задайте интересующий Вас вопрос





Etiam magna arcu, ullamcorper ut pulvinar et, ornare sit amet ligula. Aliquam vitae bibendum lorem. Cras id dui lectus. Pellentesque nec felis tristique urna lacinia sollicitudin ac ac ex. Maecenas mattis faucibus condimentum. Curabitur imperdiet felis at est posuere bibendum. Sed quis nulla tellus.